logo

«Продовольственный рынок», № 3, март 2005 г.

Сергей Белов



О своем видении развития отрасли после посещения выставки “Еврошоп — 2005” рассказывает директор ООО “Астрон”, президент ассоциации “Кассовые аппараты компьютерные системы” Игорь Ужастов.



Электронный интеллект обязательно придет в торговлю



На “EuroShop” — 2005 просматривалась основная тенденция, которая, на мой взгляд, будет доминировать в торговле в ближайшие годы. Это интеллектуализация оборудования на базе широкого использования информационных технологий и RFID (Radio Frequency Identification).

Интеллектуализация торгового оборудования и технологий развивается в трех направлениях.

  ▪ Обеспечение максимального удобства покупателям. Информационные технологии позволяют покупателю получить максимум информации о продаваемых товарах, сориентировать его в торговом пространстве, проинформировать о новых поступлениях в соответствии с его предпочтениями (хранящимися в базе данных магазина), о проводимых акциях и рекламных кампаниях, обеспечить максимально быстрый расчет за произведенные покупки без утомительного стояния в очередях. Компании “NCR”, Fujitsu”, “Wincor Nixdorf” продемонстрировали Self checkout оборудование, позволяющее покупателям рассчитываться за покупки с помощью банковских пластиковых карточек самостоятельно, без участия кассира.
  ▪ Создание условий торговому персоналу для оперативного реагирования на запросы покупателей. На выставке были представлены так называемые интеллектуальные полки (Smart Shelf), спроектированные на основе RFID — технологий, позволяющие в режиме реального времени сообщать персоналу магазина об уменьшении товарных запасов на полках, о предпочтениях покупателей, о распределении покупателей в торговом зале и т. д.
  ▪ Тенденция, непосредственно вытекающая из первых двух направлений: повышение эффективности торгового процесса, увеличение прибыли и сокращение издержек.

Уменьшение хищений с помощью новых технологий



Большое внимание на выставке в Германии было уделено оборудованию, призванному защитить магазины от хищений. Вообще, проблематика защиты магазинов от хищений настолько многообразна, что заслуживает отдельной статьи. Мы попытаемся рассмотреть сейчас лишь один небольшой аспект этой проблемы.

Давайте задумаемся: почему потери небольших магазинов почти в 3 раза превышают потери крупных? Почему более 97% фактов воровства не выявляются при его совершении?

По статистике, процент потерь в магазинах удваивается каждые 14 лет. Проследить ручейки, наполняющие полноводные реки хищений, не так просто. Еще сложнее обнаружить воровство в случае сговора с коллегами и клиентами.

Да, внедрение информационных технологий не позволяет полностью решить проблему воровства, однако существенно уменьшает возможность возникновения и увеличивает вероятность обнаружения. Поскольку на крупных торговых предприятиях имеются автоматизированные системы, интегрированные с электронными противокражными системами, использующими технологию EAS (Electronic Article Surveillance), и система видеонаблюдения, то это оперативно отвечает на вопрос о величине потерь в крупных и мелких магазинах.

При этом современное оборудование и программное обеспечение, устанавливаемое в местах расчета с покупателем, позволяет уменьшить потери любого белорусского магазина. Например, программное обеспечение “Front Office Maxi Shop”, устанавливаемое компанией “Астрон” на POS — терминалах ABS, сегодня позволяет фиксировать в фискальном блоке все операции кассира (отмену ввода, выключение кассы, корректировки и проч.), что позволяет усилить контроль на этом рабочем месте.

Товарный учет и возможность оперативного проведения инвентаризации на любом участке или во всем магазине позволяют быстро выявить “неблагоприятные” рабочие места и персонал, связанный с ними.

Оснащение кассовых кабин или выходов из магазина электронными противокражными системами ADT Sensormatic или Checkpoint Meto также позволяет выявить “забывчивых” покупателей и кассиров.

Как показала выставка в Дюссельдорфе, альтернативы широкому внедрению информационных технологий в бизнес — - процессы розничной торговли — нет. Но белорусская розничная торговля находится только в начале этого пути.

Отечественная реальность



Принятое Постановление Совета Министров № 856/9 от 2004-07-19 г. Говорит о том, что государство понимает важность проблемы автоматизации. Однако, к сожалению, выбранные подходы к решению данной проблемы являются в большей мере административными, чем экономическими. Привязка необходимости автоматизации к торговой площади магазина без учета таких показателей, как товарооборот, рентабельность и т. д., довольно часто приводит к обратным результатам.

Как показывает опыт внедрения автоматизированных систем, наибольшую ошибку делают те руководители торговых предприятий, которые перекладывают решение этой проблемы на плечи главных бухгалтеров.

И если на первых этапах автоматизации информационные системы действительно были призваны решать в основном проблемы бухгалтерии, то в настоящее время они являются действенным инструментом для руководства магазина и подразделений для правильного и оперативного принятия решений.

Поэтому и идеологию таких информационных систем они (руководители) должны выбирать или формировать под свои задачи.

Только в этом может крыться их успех в нарастающей конкурентной борьбе за покупателя.