«Продовольственный рынок», № 2, февраль 2005 г.
Павел Пригоров
В настоящее время маркировка продукции на основе технологии штрихового кодирования безраздельно властвует в торговых предприятиях Беларуси. Однако разработчики систем автоматизации торговых и логистических процессов в Европе и мире все пристальнее начинают присматриваться к технологии радиочастотной идентификации (RFID, Radio Frequency Identification).
Процесс, как говорится, уже пошел. Так, крупнейшая торговая сеть Wal-Mart (США) полностью перешла на RFID — технологии, отказавшись от штрихового кодирования даже самых мелких товарных партий. Около 35% ведущих европейских сетей розничной торговли уже проводят эксперименты по использованию RFID — технологий в своих автоматизированных системах, почти 90% собираются внедрить эту технологию в 2006 году.
Цели данных проектов очевидны: сокращение затрат времени на инвентаризацию и продажу товара, оперативное выявление неликвидов, предотвращение краж продукции, борьба с подделками и т. д.
В отчете консалтинговой компании A. T. Kearney говорится, что розничная торговля получит от внедрения RFID минимум три плюса единовременную экономию на учете товаров в объеме 5%, снижение годовых затрат на оплату труда торгового и складского персонала в объеме 7,5%, уменьшение возможности уменьшения товарного запаса.
Повышенный интерес к RFID технологиям обусловлен постоянным снижением стоимости радиометок: с изначальных 50 центов за штуку они упали в цене до 5 и даже ниже центов.
Напомню также, что важнейшим элементом радиометок является тончайший программируемый радиочип, настроенный на определенную частоту и способный отозваться на радиосигнал извне с помощью уникального многоразрядного кода ЕРС (Electronic Product Code).
По внешнему виду радиометка ( RFID — маркер) пректически не отличается от знакомой всем бумажной самоклеящейся штрих — кодовой этикетки с нанесенным на нее текстом… Только вместо, а иногда и вместе со штрих — кодом в нее вмонтирован программируемый радиочип, который и придает данной этикетке интеллектуальные свойства.
По сравнению со штриховым кодированием радиометка содержит примерно в 20 раз больше информации, причем эта информация может быть дополнена, изменена или полностью заменена на другую в процессе товародвижения.
Считывание информации осуществляется автоматически при любом положении метки на расстоянии 10 м.
В настоящее время все ведущие мировые производители оборудования для нанесения и считывания штрих-кодов (ZEBRA, PSC, SYMBOL) приступили к выпуску принтеров, сканеров, антенн и другого оборудования, работающего с RFID-маркерами.
Компания “Астрон”, кстати, уже сегодня готова поставить всем заинтересованным предприятиям оборудование для внедрения RFID — технологий — завтрашнего дня для нашей розничной торговли.