«Продовольственный рынок», № 11, ноябрь 2004 г.
Павел Кольцов
Подробнее о программном обеспечении
По данным зарубежных источников, структура затрат на автоматизацию торговых предприятий распределяется в среднем в следующих пропорциях:
▪ 45% — затраты на оборудование;
▪ 25% — затраты на программное обеспечение
▪ 30% — затраты на сервисное обслуживание
Как мы видим, программный комплекс является не менее значимым и достаточно дорогостоящим аспектом создания автоматизированной системы. В большинстве своем он состоит из составляющих: программного обеспечения “Front Office”, POS — терминалах, а также программного обеспечения “Back Office”, предназначенного непосредственно для управления торговым процессом.
В настоящее время отечественные торговые предприятия стали больше внимания обращать на программные продукты (получившие название “Back Office”), позволяющие комплексно решать весь спектр задач управления торговым бизнес-процессом. Пока что рынок ПО “Back Office” в Беларуси достаточно узок. Наибольшее число внедрений имеют системы, спроектированные на базе ПО “Ветразь” и оборудования, поставляемого компанией “Астрон”.
В свою очередь программное обеспечение “Front Office”, устанавливаемое на POS — терминалах, предназначено для выполнения функций кассира в точках расчета. Наиболее развитое ПО “Front Office” (как, например, Maxi Shop”, устанавливаемое компанией Астрон на POS — терминалах ABS 3000M) обеспечивает магазину широчайший спектр дополнительных возможностей. Это — развита система скидок для постоянных клиентов, вероятность безналичных расчетов с использованием платежных карточек “Master Card”, “Maestro”, “Visa”, возможность работы с весами в режиме check-out, выполнение функции терминала сбора данных во время инвентаризации и т. д.
Еще вчера подобные новации были характерны сугубо для Москвы. Но появление в Беларуси торговых сетей (например, сеть магазинов “Рублевский” в Минске, сеть магазинов ОАО “Табаквинторг” в Гомеле), объединенных единой автоматизированной системой управления, делает предоставление таких скидок полезным инструментом в конкурентной борьбе на розничном рынке. К тому же постоянное внимание государства к развитию системы безналичных расчетов в скором времени может привести к тому, что наличие такой оперативной функции, как работа с платежными карточками на POS — терминале, станет обязательным требованием при сертификации программного обеспечения “Front Office”.
Кадры решат все?
Не менее важным аспектом (наряду с программным и техническим) является организационно — кадровый аспект автоматизации.
Во-первых, с началом автоматизации на торговом предприятии должен появиться специалист по информационным технологиям (ИТ — специалист). Как показывает наш опыт, статус этого специалиста на предприятии должен быть достаточно высоким, позволяющим ему совместно с торговым персоналом магазина оперативно управлять технологическим процессом торговли. Принижение роли ИТ — специалиста до уровня рядового программиста неизбежно ведет к нарушению технологических цепочек, появлению в системе недостоверной информации и сбоев. А это уже снижает эффективность системы в целом и ведет к финансовым потерям.
Штрих-код — Forever?
Кроме того, с внедрением автоматизированной системы возникает необходимость в кодировании и маркировке всего продаваемого товара.
Самым современным и передовым методом кодирования, использующимся в торговле, является, как известно, штриховое кодирование товаров. Его значение трудно переоценить, поскольку штриховое кодирование обеспечивает:
▪ сокращение времени обслуживания одного покупателя, что позволяет увеличить товарооборот магазина, уменьшить очереди и т. д.;
▪ практически 100%-ную безошибочность при работе кассира за счет автоматического считывания кода товара сканером штрих — кода;
▪ невозможность изменения цен на продаваемые товары со стороны кассира.
Другим методом кодирования, использующимся в торговле, является числовое кодирование с использованием маркираторов (этикет — пистолетов). По сравнению с методом штрихового кодирования этот метод является более дешевым, однако он существенно уменьшает надежность функционирования автоматизированной системы. При его использовании увеличиваются вероятность появления ошибок ( в том числе и преднамеренных) со стороны кассира и время обслуживания покупателей за счет ручного ввода кодов товаров на клавиатуре POS — терминала.
Возможно также применение смешанного кодирования, при котором одна часть товара имеет штрих — код, а другая — числовой код.
Для товаров, на которые трудно или невозможно нанести штриховой код, как правило, используется набор визиток, хранящийся у кассира. Но это — крайний случай.