logo

С 1 апреля 2023 года постановлением Правительства РФ вводится обязательная маркировка пива и пивных напитков.

С 1 марта 2023 года стала обязательной регистрация пивоваренных компаний и производителей слабоалкогольных напитков в системе маркировки «Честный ЗНАК». Система «Честный ЗНАК» внедрена в России с 2019 года для противодействия незаконному обороту товаров. Она охватывает молочную продукцию, бутилированную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи и фотоаппараты.

Пиво и пивные напитки, подлежащие маркировке


В соответствии с Постановлением Правительства от 30.11.2022 г. № 2173, регистрации в системе «Честный знак» подлежит:
• солодовое пиво крепостью 0,5%-8,6%;
• пиво крепостью более 8,6%;
• пивные напитки;
• сидр и пуаре (грушевый сидр);
• иные игристые и неигристые сброженные напитки, у которых концентрация спирта не больше 7% (в т.ч. медовуха).

Средства идентификации требуется наносить на напитки в кегах, алюминиевых банках, пластиковых и стеклянных бутылках.


Сроки и механизм ввода маркировки пива


Ввод маркировки будет производиться в несколько этапов вплоть до 2025 года. При этом предусмотрены следующие этапы ввода маркировки пива:

  ▪ 03.2023 г. — Открытие регистрации в «Честном ЗНАКе» для участников оборота пива и пивных напитков. Изготовителям и импортерам нужно пройти регистрацию не позже 7-ми дней с момента начала деятельности, которая связана с производством или ввозом этих товаров в Россию.

  ▪ 04.2023 г. — Нанесение изготовителями и импортерами кодов маркировки Data Matrix на пиво в кегах и передача ими информации в «Честный знак» о вводе товаров в оборот.

  ▪ 10.2023 г. — Нанесение кодов маркировки на пиво и слабоалкогольные напитки в стеклянной и пластиковой потребительской упаковке. Отправка информации об этом в систему «Честный ЗНАК».

  ▪ 01.2024 г. — Маркировка пива в иных видах потребительской упаковки (в алюминиевых банках). Отчет магазинов и точек общепита в систему о частичном выбытии пива в кегах при их продаже на розлив.

  ▪ 06.2024 г. — Фиксация розничными продавцами выбытия пива в любых упаковках из оборота при реализации через онлайн-кассу.

Пиво в кегах без нанесенных средств идентификации разрешено выводить из оборота до 01.04.2024 г., напитки в потребительской упаковке — до 15.01.2025 г. Это означает, что до этих дат требуется продать (или списать) все запасы пива без кодов маркировки.

По безалкогольному пиву (крепость до 0,5%) разработали отдельный проект постановления о маркировке, который пока еще рассматривается. Если он будет принят в текущем виде, то маркировка безалкогольного пива начнет действовать с 01.03.2023 г.

Если магазин или бар реализует пиво из кег на розлив, то до 1 января 2024 г. он должен подать в "Честный ЗНАК" сведения об оборудовании для розлива. С 1 апреля 2024 года будет запрещена реализация пива на розлив из кег, если оборудование для розлива не зарегистрировано в системе – таким образом, маркировка разливного пива также становится обязательной.

С 1 июня 2024 г. будет разрешена розничная продажа только маркированной пивной продукции в упаковке через кассу с передачей данных в "Честный ЗНАК". А еще через полгода, с 15 января 2025 г., реализация немаркированного пива и пивных напитков в потребительской упаковке будет запрещена полностью.

Маркировка пива

Изображение носит иллюстративный характер


Для чего применяется маркировка пива?


Необходимость введения маркировки пива и слабоалкогольных напитков обусловлена высокой долей нелегального оборота пива и пивных напитков. По подсчетам АНО «ННЦК», в 2021 году она выросла на 9,4 процентных пункта до 16,6% от общего объема производства по сравнению с 2020 годом. В Правительстве России оценивают выпадающие доходы бюджета от безакцизного пива ежегодно до 30 млрд рублей.

Через систему «Честный ЗНАК» и ЕГАИС госорганы могут сократить оборот контрафактной продукции и повысить качество пива и пивных напитков. Выручка легальных изготовителей вырастет за счет уменьшения доли теневого рынка.

Для потребителей маркировка пива и пивных напитков также важна — они смогут по штрих-кодам проверить сведения о продукте. Для этого пользователь устанавливает приложение «Честный ЗНАК» на смартфон. Когда код Data Matrix будет отсканирован, на экране появится справка об изготовителе и составе пива.

Маркировка пива и ЕГАИС


В чем разница между маркировкой пива и ЕГАИС? И для чего нужна маркировка, если все продавцы алкоголя уже передают сведения о его продаже в ЕГАИС? Разберемся подробнее.

ЕГАИС – это единая база данных, в которую вносятся сведения о произведенных и реализованных алкогольных напитках. По сути, смысл маркировки – тот же самый: контроль производства и продажи. Однако ЕГАИС не позволяет отслеживать путь буквально каждой бутылки или банки, так как в систему при сканировании акцизной марки передаются ограниченные сведения. А вот штрих-коды, пересылаемые в "Честный ЗНАК", это позволяют.

Маркировку пива и пивных напитков через акцизные марки по примеру крепкого алкоголя технически невозможно производить в виду высокой скорости линии розлива — по пиву она практически в 4 раза выше, чем по крепкому алкоголю.

Если использовать оборудование для нанесения акцизных марок, то производительность существенно снизится. В связи с этим Минпромторг решил проводить маркировку пива через уникальные штрих-коды Data Matrix и прослеживать каждую бутылку, канистру или кегу от момента изготовления до факта продажи на кассе через систему «Честный ЗНАК».

ЕГАИС и система «Честный ЗНАК» представляют две разные системы, однако при внедрении маркировки пива и пивных напитков они будут функционировать совместно. Онлайн-касса будет передавать через систему «Честный ЗНАК» сведения о реализации каждой бутылки, и далее информация будет передаваться в ЕГАИС.